Виртуальная выставка, посвященная 75-летию Победы «ТЕХНИКА ПОБЕДЫ»

9 мая 2020 года в выставочном зале «Вдохновение» открылась виртуальная выставка «Техника Победы», посвященная 75-летияю Победы в Великой Отечественной войне. В экспозиции представлены макеты образцов советской военной техники: самолеты, танки, автомобильная техника, артиллерийские орудия  и стрелковое вооружение, созданные советскими конструкторами, которые помогли нашим дедам и прадедам одержать Победу над фашизмом и спасти мир от коричневой чумы.

Свои работы нам предоставили коллекционеры не только Гаврилов-Ямского района, но и Архангельска, Ульяновска, Уфы,  (фотографии и описание моделей сделаны авторами):

Сергей Чубаров живет в нашем городе, работает, воспитывает своих детей, мечтает, встречается и общается….Но есть у нашего героя особая черта — он чувствует себя счастливым, когда помогает людям. Сергей Александрович Чубаров родился 1972 году в сельской местности. С пяти лет мальчик увлекался лепкой из пластилина: зайчиков, клоунов и людей, чаще всего, военных моряков. Сергею с раннего детства нравилось море, корабли, привлекала служба на флоте. Сбывается детская мечта, и Чубаров С.А. призван на срочную службу в морскую пехоту ВМФ СССР. Свою коллекцию Сергей начал собирать ещё в школе и продолжает её пополнять до сих пор. В этом ему помогают сыновья. Супруга с большим уважением относится к увлечению мужа. Сергей Александрович Чубаров уже не первый раз сотрудничает с выставочным залом «Вдохновение».

 

ИСУ — 152 — «Зверобой»

Дебютировала на Курской дуге июль-август 1943 года.
В дальнейшем ИСУ-152 (советская тяжёлая самоходно-артиллерийская установка) приняла участие в наступательных операциях Красной Армии в западных регионах СССР.

 

Т — 34

Стал самым массовым танком в мире, состоял на вооружении в 46 государствах и успешно применялся во всех часовых поясах и на всех широтах — от Заполярья до Южной Африки. Подвиг экипажа Т-34 Горобца вошел в историю, как беспримерный – это был единственный за всю войну случай, когда всего один танк сумел пройти через захваченный фашистскими войсками город и дать им достойный отпор, разгромив ряд огневых позиций врага.

 

ИЛ — 2 — «Штурмовик»

Принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войне, а также в Советско-японской войне.
Пилоты-истребители люфтваффе прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» (нем. Betonflugzeug). По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой» -нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть».

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор моделей — Михаил Тихонов. Работает на заводе «Агат». Главный конструктор по топливо-регулирующей аппаратуре. Моделизмом, в том числе и стендовым, занимается давно. К сожалению, времени на создание моделей, не хватает, поэтому, все представленные здесь модели, не претендуют на историческую достоверность. Серьезные моделисты доводят свои модели до совершенства, так что они соответствуют чертежам и фотографиям реальной техники. Автор старался сделать модели «живыми», на них можно увидеть имитацию следов эксплуатации. Реальная техника только на парадах чистая и блестящая. На фотографиях моделей, можно видеть знакомую всем технику, такую как: танки Т-34 — непосредственно принимал участие во второй мировой войне. «Катюша» БМ-13 — это уже послевоенная модель, на базе ЗиС-151. Истребитель И-4 — это довоенный самолет. 

 

РФ — 8 — «Аэросани»

Аэросани строились по четырехлыжной схеме, чтобы обеспечить максимальную проходимость по пересеченной местности.
Управляемой была только передняя пара лыж. Они хорошо проявили себя на замерзших озерах Ильмень, Селигер и Ладожское, а также на морских прибрежных районах, замерзших реках и на льду Финского залива. Кроме того, экипажи аэросаней осуществляли огневую поддержку наступавшей пехоты и вели патрулирование местности.

 

И — 4 — «Истребитель»

И-4 (АНТ-5) «истребитель четвёртый» — первый советский цельнометаллический истребитель, одноместный подкосный полутораплан. Девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-22 мощностью 480 л. с, винт фиксированного шага изготовленный из проклеенной древесины. Самолет И-4 являлся прорывом в области самолетостроения. В его конструкции впервые использовались в основном цельнометаллические компоненты. В результате самолет получил защиту от погодных условий и живучесть во время выполнения боевых операций. На вооружении — до 1935 года, продолжали использоваться как учебные — до 1936.

 

БМ — 13 — Реактивная установка залпового огня «Катюша»

Немцам так и не удалось решить загадку «Катюши» до самого конца войны. Много десятилетий спустя советские оружейники раскрыли тайну этого оружия. Всё дело в удлинённых тротиловых шашках, которыми были начинены реактивные снаряды. При подрыве они разбрасывали тысячи раскаленных осколков, которые и поджигали всё вокруг эпицентра взрыва.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Алексей Крыцков начал заниматься бумажным моделированием в 2015 г. Все началось с того, что он случайно увидел на одной из выставок макеты танков и диорамы, тогда и захотелось сделать нечто подобное. Первой моделью стал танк ИС-2, получился он не очень, но сам процесс сборки очень затянул, и Алексей продолжил клеить новые макеты. Сначала специализировался исключительно на бронетехнике, собирал образцы советских и немецких танков, были также и французские, и английские. Спустя какое-то время А. Крыцков немного сменил тематику макетов: перешел на стрелковое вооружение. Немного поменялись технологии сборки, но в целом это все равно бумажное моделирование. Не забыл он и про авиацию — сейчас в его коллекции в основном современные образцы самолетов, думает, что со временем будут и легендарные Ил-2 и Ла-7. В начале своего увлечения Алексей лишь собирал готовые развертки, с уже нанесенными текстурами. Сейчас же, освоив специализированное ПО, делает не только сами макеты «в бумаге», но и проектирует развертки и шаблоны для них.

 

ИС — 4

Танк был принят на вооружение в апреле 1945 года. По своим основным боевым качествам он превосходил по броне все существующие отечественные танки, а танки противника, кроме того, по вооружению и маневренности. Существует мнение, что броню танка на большинстве дистанций не могло пробить ни одно немецкое орудие.

 

ТМ-2-12

Железнодорожные артиллерийские установки береговой обороны TM-2-12 в течение всей Второй мировой войны находились на Дальнем Востоке, охраняя побережье СССР от японских кораблей. Несли они службу и после войны.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Сергей Цыганов — житель Гаврилов-Ямского МР

 

БТ — 7

Примечательным в самом начале войны стал подвиг командира легкого танка БТ-7 сержанта Григория Николаевича Найдина у литовского поселка Рудишкес 25 июня 1941 года. На Рудишкес наступал 39-й моторизованный корпус четвертой танковой группы Вермахта. В его задачу входило, молнейносным броском обойти отступающие части РККА и захватить Вильнюс. Командир танка БТ-7 9-го танкового полка 5-й танковой дивизии сержант Найдин Г.Н. получил приказ любой ценой задержать продвижение танковой немецкой колонны на восток. Прибыв 25 июня 1941 года на место будущего боя, сержант Найдин реально оценил обстановку и пришел к выводу, что заболоченный с обеих сторон дороги луг станет ему хорошим союзником. Замаскировав свой танк среди деревьев недалеко от дороги, сержант Найдин, ожидая противника, точно рассчитал до мелочей стратегию будущего боя. Поэтому когда колонна немецких танков PzKpfw II и PzKpfw III с прицепами артиллерийских орудий показалась на дороге и сблизилась с танком, стоящим в засаде, на дистанцию в 400 метров, Найдин открыл по ней прицельный огонь. С первых же выстрелов Найдин подбил головной танк вместе с прицепленным орудием, а затем подбил и второй танк, который замыкал колонну. Таким образом, на дороге образовалась пробка, которая лишила колонну маневра. Воспользовавшись замешательством и даже паникой немцев, Найдин начал методично расстреливать колонну. Немецкие танки не смогли во время обнаружить позицию советского танка и вели беспорядочную стрельбу в разных направлениях. Сержант Найдин развил такой темп стрельбы, что за полчаса уничтожил 12 немецких танков и 10 орудий.

 

Бронеавтомобиль

Броневой автомобиль, панцирный автомобиль (сокращённо — бронеавтомобиль (БА), устаревшее — блиндированный автомобиль, в просторечии — броневик, позднее — бронированный автомобиль — автомобиль, где за основу взят грузовик, позднее специальный автомобиль, оснащённый бронёй и вооружением — пулемётным или пушечным. Бронеавтомобиль по сути является предтечей БТРов (бронетрансортеров) и БРДМов (бронированных разведывательно-дозорных машин) современных армий.

 

Бронетранспортер «Скаут»

Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр США периода Второй мировой войны. M3 активно использовался во Второй мировой войне в качестве разведывательно-дозорной машины, лёгкого бронетранспортёра, командно-штабной машины, артиллерийского тягача или носителя вооружений, обычно — миномёта.

 

 

ИС — 2

В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских и союзных серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944—1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. Немцы называли его в своих документах КВ-00(ИС) Впоследствии ИС-2 освобождал правобережную Украину и всю Европу. И вот ствол у пушки с башней двигался не только в стороны, но и вверх-вниз, чтобы можно было целиться в этажи домов.

 

 

ИСУ — 122 (СССР)

ИСУ-122 — «пушка с высшим образованием». 2 марта 1944 г. на вооружение Красной армии была принята самоходная артиллерийская установка (САУ) ИСУ-122.
Для эффективной поддержки пехоты крупнокалиберный самоходный «молот» оказался как нельзя более кстати.

 

КВ — 1С

Первое знакомство с «Климентом Ворошиловым» приятным для фашистов не вышло — было уничтожено несколько десятков Pz-35, батарея артиллерии калибра 150 миллиметров, десятки противотанковых пушек, грузовиков, а потери пехоты исчислялись сотнями. Но второе появление КВ заставило уважать эту машину всех немецких командиров. Целых двое суток один танк с 6 танкистами сдерживал танковую группу и несколько сотен пехотинцев! Война войной, но воинские подвиги во все времена чтили и союзники и противники, поэтому геройский экипаж был похоронен немцами с воинскими почестями.

 

ЗИС — 5

ЗИС-5 советские шоферы назвали ласково Захаром. Более легендарного автомобиля в советской истории не существует. Его любили гражданские и военные водители. На то была масса причин. 1. Заводился даже при -40. Водители придумали хитрость. Отворачивали свечи и заливали внутрь цилиндров бензин или керосин. Несколько оборотов рукоятки и мотор ожил. 2. Простая конструкция позволяла ремонтировать его даже в поле. 3. ЗИС ездил на бензине, дизеле, керосине. Даже на грязном и низкосортном горючем. «Американцы» и «немцы» были на это не способны. 4. Высокая маневренность. Колёса разворачивались чуть ли не под 90 градусов. 5.И наконец высокая проходимость.

 

СУ — 100

Полки и бригады СУ-100 сражались с врагом на заключительном этапе Великой Отечественной войны. Так, например, с 6 по 16 марта 1945 года СУ-100 на 3-м Украинском фронте пришлось участвовать в отражении атак 6-й танковой армии СС в районе озера Балатон в Венгрии. Здесь активно действовали 207, 208 и 209-я самоходно-артиллерийские бригады, вооруженные СУ-100, а также несколько отдельных полков СУ-100 и СУ-85. Во многом благодаря им уже в первый день германское наступление начало давать сбои. СУ-100, без сомнения, самая удачная и наиболее мощная советская противотанковая САУ периода Великой Отечественной войны. Будучи на 15 тонн легче, чем идентичная ей по компоновке и назначению немецкая САУ «Ягдпантера», СУ-100 имела аналогичную броневую защиту и лучшую подвижность.

 

СУ — 76М

Как только не обзывали эту самоходку («коломбиной» и «голо…м фердинандом», «братской могилой экипажа»), как не критиковали за слабое бронирование и открытую боевую рубку. Тем не менее, выпущенная в количествах, уступающим только Т-34, СУ-76 стала надежным спутником пехоты как в обороне, так и в наступлении. Однако объективное сравнение с однотипными западными образцами убеждает, что СУ-76 мало в чем уступала немецким «мардерам», не говоря уж о британских «бишопах». СУ-76 была создана на базе легкого танка Т-70, в первую очередь, как мобильное средство сопровождения пехоты, а также как противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ противника. Для борьбы с тяжелыми машинами СУ-76М была малоэффективна из-за слабой броневой защиты корпуса и недостаточной мощности орудия.

 

Т — 26

Боевой путь Т-26 был весьма долгим и непростым. Гражданская война в Испании, Хасан, Халхин-Гол, война с Финляндией, Великая Отечественная война. Последним местом применения Т-26 стали поля разгрома японской Квантунской армии на Дальнем Востоке. Наряду с БТ танки Т-26 составляли основу советского танкового парка перед началом и Великой Отечественной войной и в её начальный период. За десять лет с 1931 по 1941 появилось 23 модификации Т-26. Главным проектировщиком и создателем большинства модификаций, ответственным за модернизацию танка, был инженер С. А. Гинзбург — главный конструктор и начальник КБ ОКМО (Завода № 185) в Ленинграде. Следует отметить, что танки типа Т-26 в своё время были популярны, но отсутствие координации в танковых частях (отсутствие рации) и тихоходность Т-26 делали его лёгкой добычей для танков противника.

 

КВ — 8

Василий Иванович Чуйков — советский военачальник. Маршал Советского Союза (1955). Дважды Герой Советского Союза, приводит пример действий огнеметного танка в городе при обороне Сталинграда осенью 1942 года: «….огнеметный танк сжег три вражеских танка, два средних — подавили противника в двух траншеях, где тотчас же закрепились наши стрелки».

 

КВ — 9

Основной идеей была попытка создания многоцелевого тяжелого танка, способного успешно бороться как с укреплениями, так и с бронетехникой противника.
Основным вооружением была выбрана созданная в декабре 1941 года инженерами В.Сидоренко и Н.Усенко 122-мм танковая гаубица У-11 раздельно-гильзового заряжания.
Первоначально завод планировал выпустить ограниченную партию в 10 танков, однако реально удалось выпустить всего лишь один.

 

Т — 34 — 76

Т-34-76.Впервые в практике мирового танкостроения на среднем танке Т-34 была установлена длинноствольная (30,5 калибра) 76-мм пушка Л-11 (образца 1939 года), значительно превосходящая по начальной скорости бронебойного снаряда (635 м/сек) все существующие в те годы зарубежные танковые артиллерийские системы. А с марта 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года) с длиной ствола 41,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 662 м/сек, который пробивал 60-мм броню с дистанции 1000 м: Т-34-76 — уточняющее обозначение этой модели. Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, это позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его промышленного производства в течение всей войны.

 

Т — 35

Является единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшимся серийно, и самым мощным танком Красной Армии 1930-х годов.

 

Т — 60

Приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны в 1941—1943 годах. Небольшое число уцелевших в боях Т-60 использовалось как танки-разведчики, тягачи, учебные машины вплоть до конца войны.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Владимир Денисов: начало коллекции было положено в 1978 году. Будущая жена Наталья сделала к 23 февраля необычный подарок — модель КАМАЗ 5511. На данный момент коллекция состоит из 160 автомобилей.

 

      

ГАЗ -АА

Среди автомобилей Победы  главную роль  играет, несомненно, неприметный грузовичок под названием ГАЗ-АА, который чаще именуют просто — «полуторка»! Наибольшую знаменитость «полуторка» приобрела именно благодаря блокаде Ленинграда, куда по Ладожскому озеру автомобили каждый день доставляли продовольствие и боеприпасы. На протяжении двух зим город выживал во многом благодаря курсированию ГАЗ-АА(ММ) по опасному льду крупнейшего в Европе пресноводного озера. По грубым подсчетам, каждая третья «полуторка», работавшая на «Дороге жизни» утонула.

ГАЗ М — 1

«Эмка» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 год.  Именно «эмка» стала основной командирской машиной в первой половине Великой Отечественной и именно ГАЗ-М-11-73 стала базой, на которой была сконструирована знаменитая и максимально востребованная на дорогах и в бездорожье военного времени ГАЗ-61, имевшая увеличенный дорожный просвет и привод 4 х 4. Внедорожник получился настолько удачным, что водитель маршала Жукова говорил «Трактора застревали, а мы ехали.» А поэт Константин Симонов отметил подвиг внедорожной «эмки», упомянув её в своём стихотворении «Песня военных корреспондентов»:

«Есть, чтоб выпить повод —
За военный провод,
За У-2, за «эмку», за успех.»

Именно на 61-х внедорожных колесили по театрам военных действий такие советские маршалы, как Жуков, Конев, Рокоссовский, Тимошенко. А модернизированный ГАЗ-61-73 известен как единственный на тот момент в мире внедорожник в кузове «седан».

 

ЗИС — 101

Первый советский лимузин ЗИС-101 создавался для партийной верхушки СССР, однако судьба автомобиля сложилась иначе. Началась Великая Отечественная война и лимузин оказался на фронте… Считается, что инициатива создать первый в СССР представительский автомобиль исходила лично от Секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина. Однако сам он впоследствии на советском лимузине ездить так и не стал, отдав предпочтение зарубежным аналогам.

С начала Великой отечественной войны ЗИС-101 оказался на фронте. Приказом по мобилизации для нужд армии машины забирали у частных лиц, ведомственных служащих и таксопарков. Безусловно ЗИС-101 даже со своим 190-миллиметровым клиренсом не слишком подходил для разъездов по фронтовым дорогам, где порой застревала и гусеничная техника. Однако военные начальники ценили комфорт и часто пользовались первым советским лимузином. Разумеется, ездили на лимузине представители высшего командного состава. Военным ниже рангом доставались более скромные варианты вроде ГАЗ-М1. Кстати поездки на таких машинах были достаточно опасны. Немецкие пилоты, понимая, что в легковых автомобилях во фронтовой зоне может передвигаться в большинстве случаев только командный состав, иногда устраивали настоящую охоту за лимузинами.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

С бумажным моделированием Вадим Тарасов (г. Архангельск) знаком уже давно, наверное, класса с четвертого. Началом стоит считать один из дней рождений, когда, ни на что не надеясь, тетя и дядя подарили ему книжечку с развертками машинок ауди. Они были очень примитивны и состояли из одной объемной детали корпуса и колес. Через время к нему пришла идея по аналогии делать свои модели танков, которые в последствии сам придумывал, и даже разрабатывал для себя.  Затем был большой перерыв. Вадим перешел в другую школу и знакомится с замечательным человеком и учителем — Антоновым Александром Михайловичем, который показал свои работы в сфере бумажного моделирования и сайт only-paper.ru. Получаться стало на третий год.  Затем коллекционер стал интересоваться разработкой собственных бумажных моделей. Сейчас Вадим разработчик проекта бумажных моделей War Thunder. 

 

ИС — 2

 

АСУ — 57

Советская лёгкая противотанковая авиадесантная самоходная артиллерийская установка 1950-х годов. Была разработана КБ завода № 40 в 1948—1950 годах для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей и стала первым серийным образцом бронетехники, созданным в СССР специально для этого рода войск.

 

ИС — 4М

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Дмитрий Тумановский — г. Ульяновск

 

Макет пистолета-пулемёта Шпагина — оружие Красной армии, принятого на вооружение в 1941 году

Макет изготовлен из мдф, фанеры и пвх пластика, также есть элементы из металла (например спусковая скоба, кольцо мушки и антабка). Макет разборный, элементы крепятся на винты. Приклад автор морил йодом, затем покрывал лаком и застаривал наждачной бумагой, снимая по краям лак. Металлические части Дмитрий покрывал чёрной аэрозолью, а затем наносил потёртости методом сухой кисти, используя краску серебрянка. Из подвижных частей: затворная рама, защёлка магазина, спусковой крючок и вытаскивающийся магазин.

 

Макет Тульского Токарева 40-х годов — пистолета, стоявшего на вооружении Красной армии

Данный макет выполнен из мдф, пвх пластика и картона с бумагой. Подвижные части: спусковой крючок, затвор, вытаскивающийся магазин и затворная задержка. Делал Дмитрий по чертежам реального прототипа. Самый первый этап работы — перенесение самодельных шаблонов слоёв на материал при помощи копировальной бумаги. Затем всё выпиливается лобзиком и склеивается при помощи пва клея. Далее придаются формы, сглаживается поверхность и происходит детализация. Ствол скручен из бумаги, выкрашен аэрозольной краской, нанесен на поверхность графитовый порошок для придания реалистичного блеска. 

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Денис Охонов (г. Ухта) увлекается с первого класса, когда подарили первую модель. Собирает исключительно в масштабе 1:43 . Модели от разных производителей: сборные и готовые и есть доработанные автором.

 

Бронеавтомобиль БА-20 создали на шасси легкового седана ГАЗ-М1. Масса броневика составляет 2,3 тонны. Он служил в разведке и связных войсках. С 1936 по 1942 год было выпущено 2013 штук.

 

Экспериментальный полноприводный пикап ГАЗ-61-415 собрали тиражом два экземпляра в 1939 году. Он хорошо показал себя на испытаниях, но началу серийного производства помешала война.

 

 Первый советский автобус служебного назначения ГАЗ-03-30 (1933-1941, 1945-1950), выпускался на базе ГАЗ-АА и получил индекс «ГАЗ-03-30», потому что разрабатывался на основе изучения американского школьного автобуса «Туре-330», строившегося на шасси «Форда-АА» с начала 1931 года фирмой Union Still Body Company. С 1932 года по проекту московского инженера и художника-конструктора И.Ф. Германа на шасси автобуса «ГАЗ-03-30» санитарные автомобили стала делать небольшими партиями автобаза «Скорой помощи» в Москве. При этом передние и задние рессоры заменялись более мягкими, оба моста оснащались амортизаторами, а поскольку нагрузка по сравнению с автобусом была небольшой, то задние колеса получили одинарные шины. Но таких машин хронически не хватало, поэтому с 1937 года на филиале Горьковского автозавода начался выпуск медицинского автобуса «ГАЗ-55», ставшего развитием машины, созданной в Москве. Рабочей лошадкой» в небольших городах и сельской местности по-прежнему оставался ГАЗ-03-30, который производился до тех пор, пока с конвейера не сняли знаменитую «полуторку», то есть практически до 1950 года.

 

В 1931 г. в Ярославле на базе Я-5 создали и начали производить серийно трёхосный восьмитонник ЯГ-10 с колёсной формулой шесть на четыре. Особенностью данного грузовика было введение ещё одной кормовой ведущей оси, что вызывалось стремлением обеспечить создание дешёвой полноприводной машины, способной проехать по самым скверным дорогам без использования сложных и дорогих компонентов типа шарниров. Добавим, что дополнительная ось способствовала ещё и росту грузоподъёмности. В длину ЯГ-10 достигал почти семи метров, ширина составляла 2,34 метра, высота 2,58 метра, клиренс – 320 мм. Шестицилиндровый карбюраторный мотор выдавал более девяноста лошадиных сил. На предельной скорости 45 километров ЯГ-10 потреблял около полусотни литров на сто километров, с заправкой бака примерно 180 литров. В случае необходимости увеличить ходовые качества позволяли снимающиеся гусеницы. Поскольку двигатель был импортным, пришлось ограничиться мелкими сериями. Это обстоятельство, вместе с интенсивным использованием в военное время, привело к тому, что ни одного целого ЯГ-10 до 21 века не дошло.

 

С-65 «Сталинец» — модель трактора, выпускаемого на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год.С началом Великой Отечественной войны и тяжёлых потерь первого периода большинство тракторов было изъято из сельского хозяйства. В Красной Армии тракторы использовались для буксировки орудий большой мощности. Тот факт, что С-65 «отпахал» всю войну, говорит о том, что его дизель был весьма неплох. Как и трактор, таскавший все 4 года 122-мм и 152-мм гаубицы.

 

ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ!

Автор записи: admin